Его Святейшество Лунгток Тенпай Ньима
Его Святейшество Лунгток Тенпай Ньима, 33-ий Менри Тризен, является международным духовным лидером традиции Бон и настоятелем Монастыря Менри в Доланьи, Индия.

Его Святейшество родился в 1927 году в деревне Кьонгстанг (Kyongstang) в крайней восточной провинции Амдо в Тибете. Его мать умерла, когда он был еще совсем юным. Один пожилой друг их семьи, А-Ньен Мачен (A-Nyen Machen), предложил воспитать мальчика. В 8 лет отец отдал его в близлежащий Монастырь Пхутсог Даргье Линг, где он получал начальное образование, включающее чтение, письмо и пение. После начальной школы молодой монах продолжил свое обучение и в 16 лет поступил в Диалектическую школу Монастыря. На протяжении 8 лет он учился в школе под руководством Лопона Тензина Лодро Гьятсо и стремился получить степень Геше по философии со специализацией в тибетской медицине, астрономии и астрологии.
В 26 лет молодой Геше посетил провинцию Гьялрон (Gyalron) в Восточном Тибета. Там он взял на себя ответственность напечатать "Бон Кангьюр", важное собрание священных писаний, состоявших из более чем 100 томов. Напечатаны они были с помощью деревнянных колод, которыми владел Король Гьялпо в королевстве Трочен, являющимся одним из 18 королевств  провинции Гьялрон. Преодолев на муле рискованный шестимесячный путь, Его Святейшество перевез напечатанные писания обратно в Пхунтсог Даргье Линг.
Вскоре после возвращения он отправился пешком паломником в Китай, посещая по дороге множество святых мест и путешествуя по провинции Тсанг в Центральном Тибете. Свои учения он активно проповедовал в Монастырях Бон Кхана, Менри и Юнгдрунг Линг,  где он был более известен под именем Сангье Тензин Йонгдонг.

Жизнь в изгнании

 
Позднее на грузовике Сангье Тензин Йонгдонг отправился в Лхасу в Монастырь Дрепунг, Тибет. Он оставался там вплоть до вспыхнувшего восстания в 1959 году в Лхасе, когда жители Тибета во время демонстрации столкнулись с китайскими солдатами-оккупантами. В тот момент Далай-Лама 14-й и еще около 80 000 беженцев, включая много Лам Бонпо, были вынуждены бежать через Гималаи в соседние страны. Сам Сангье Тензин Йонгдонг ушел пешком в район Мустанг в Непал, а потом двинулся еще дальше в Непал.

Вскоре он присоединился к его Святейшеству Шерабу Тенпа Гьялтсену (настоятелю Монастыря Юнгдрунг Линг) и многим другим Ламам Бонпо, находящимся в боннском Монастыре Самлинг. Этот очень древний Монастырь является весьма важным Монастырем Бон в Долпо в Непале. Со временем они все переместились в долины Непала.

Не было никаких сомнений в том, чтобы бежать из Тибета. Ламы Бон были вынуждены оставить множество драгоценных писаний так необходимых для изучения и практики Бон. Большинство этих писаний впоследствии были уничтожены китайцами. Таким образом, стало очевидным, что для сохранения традиций Бон необходимо разыскать оставшиеся писания и переиздать их; зачастую они могли находиться в разных отдаленных областях страны. В итоге Его Святейшество возвратился в Монастырь Самлинг, чтобы позаимствовать оттуда писания. В Монастыре он познакомился с Дэвидом Л. Снэллгроувом, доктором наук из Лондонского Университета, исследователем Востока и Африки, который занимался исследованиями в Самлинге. По совету доктор Снеллгроува Его Святейшество и настоятель Юнгдрунг Линга отправились в Нью-Дели, чтобы переиздать писания Монастыря. Там Его Святейшество трудился над проектом совместно с Самтеном Гьялтсоном Кармай и Лопоном Тензином Намдаком Ринпоче.

В 1962 доктор Снэллгроув пригласил этих трех мужчин к себе в Англию, получив грант от Фонда Рокфеллера. Будучи ассистентом доктора Снэллгроува они преподавали Тибетскую культуру и религию. Геше Сангье Тензин Йонг Донг жил в Англии на протяжении трех лет. За это время он посетил и изучил много бенедиктинских, цистерцианских и других христианских Монастырей. В 1964 году он уехал в Рим, где получил право на частную аудиенцию у Папы Римского Павла VI.

Новые начала для традиции Бон

 
Немного позднее в том же году он вернулся в Индию и по просьбе Его Святейшества Далай-Ламы 14-го на деньги английских спонсоров он основал школу в Массори, Северной Индии, которая была укомплектована учителями-волонтерами с Запада. Эта школа была предназначена для тибетских мальчиков-беженцев, чтобы они могли получить там среднее образование. Около трех лет он был главой школы. Свою зарплату в 300 рупий каждый месяц он отправлял в помощь монахам-беженцам , живущим в Манали в Индии.

В 1966 году по приглашению Тибетского ученого Пера Кваерне (Per Kvaerne) Геше Сангье Тензин Йонг Донг отправился в Норвегию читать лекции по Тибетской истории и религии в Университете Осло.

Позднее в 1967 году при поддержке католической Службы помощи (из Нью-Дели) Лопон Тензин Намдак приобрел землю в районе Химачал-Прадеша в  Индии и основал Доланьи - дом для общины тибетских беженцев Бонпо.

Становление Настоятеля

 
После внезапной смерти настоятеля Менри, Его Святейшество Шераб Тенпа Гьялтсен (настоятель Юнгдрунг Линга, второго самого важного Монастыря Тибета) стал временным духовным лидером традиции Бон в Индии. Вскоре Его Святейшество Шераб Тенпа Гьялтсен устроил церемонию в Доланьи по поводу избрания постоянного преемника покойного настоятеля.

В Норвегии 15 марта 1968 года Сангье Тензин Йонг Донг получил из Индии телеграмму, в которой говорилось, что наставники (покровители) Бон выбрали его 33-им Менри Тризеном: настоятелем Менри и духовным лидером Бонпо.

Под новым именем и званием, Его Святейшество Лунгток Тенпай Ньима принял свои обязанности в Доланьи в качестве духовного лидера Бонпо. Его избрание пришлось на очень важное время в долгой истории традиции Бон, когда древние учения  и наследие учителей были на грани полного исчезновения. Сообщество Бонпо готово было положиться на этого нового лидера, чтобы положить новое начало на необычной новой земле.

Много Лам прибыли из Тибета, Непала и Индии, чтобы провести инициацию нового настоятеля и обучить его всему. Больше года новый настоятель интенсивно учился и осваивался в новой роли.

По прошествии длительного времени Его Святейшество смог построить новый Монастырь Менри в Доланьи, а в дальнейшем и Диалектическую школу Бон, обладающую правом присуждать степень Геше и выдавать свидетельства, подписанные Его Святейшеством Далай-Ламой 14-м.  При Монастыре настоятелем также был основан приют для детей Бон, известный как Детский Бон Центр Благоденствия.

Сегодня в Монастыре Менри живет около 100 монахов. Детский дом Бон в Доланьи  рассчитан на 115 жилых мест для детей из различных районов Гималаев.Эти дети получают образование согласно их культуре. Центральная Школа для тибетцев в Доланьи обучает детей из Доланьи  также хорошо, как и Детский Бон Центр Благоденствия и Детский дом Бон. Недавно был построен новый женский монастырь, Ренла Менлинг, в долине Менри, первое подобное учреждение для монахинь Бонпо в Индии. Город Доланьи теперь может принять более, чем 400 человек Бонпо и является центром Тибетской культуры и религии Бон.

В настоящее время Монастырь Менри служит хранилищем всех духовных и административных аспектов Бонпо всего мира. Настоятель Менри, Его Святейшество Лунгток Тенпай Ньима, продолжает присматривать за всеми делами монастыря и является международным духовным лидером Бон. В последние годы он часто преподает в Ритрит Центре Его Светлости Лигминча (Ligmincha's Serenity Ridge Retreat Center) и в различных местах на Западе по приглашению Геше Тензина Вангьяла Ринпоче и многих других.

Избрание Настоятелем

 
Согласно тибетской традиции Бон, Менри Тризен избирается попечителями посредством предсказания.
33-ий Менри Тризен был выбран следующим образом: для каждого из 10 Геше, имеющих право стать настоятелем, на маленьком листке бумаги было написано имя Ламы, затем листок бумаги был вложен в небольшой церемониальный шарик из теста, сделанного из ячменной муки и священного снадобья.

Каждый шарик теста, содержащий имя, был помещен в вазу. В течение 14 дней Его Святейшество Шераб Тенпа Гьялтсен, Лопон Сангье Тензин Намдак, и порядка 10 других Геше Бонпо молятся и совершают необходимые ритуалы в Друп Кханг, или храме-покровителе. По окончании молитв и ритуалов, Его Святейшество Шераб Тенпа Гьялтсен  встряхнул вазу и появились три шара, которые один за одним приземлились на специальном мандала (mandala).

Вазу освободили от оставшихся шаров, а на их место поместили три выпавших шара и процесс был начат снова. На сей раз появились один за другим только два шара из теста. Первый шар, который был открыт в процессе обряда инициации и ритуалов, показал имя Геше Сангье Тензин Йонг Донг: единственный, истинный настоятель Монастыря Менри и новый духовный лидер традиции Бон. Второй выбранный человек был удостоен звания учителя и должен был занять высокое положение среди Бонпо.

В Норвегии в ночь перед получением телеграммы, Геше Сангье Тензин Йонг Донг увидел сон, что он и его двойник были вместе на крыше храма, каждый держал в руках раковину моллюска, издающую звуки подобные горну во время совершения определенных действий  в ритуалах. Внезапно поднялась большая буря и унесла раковину из рук второго человека, она упала на землю и разбилась. Несмотря на ужасный шторм Сангьи Тензин Йонг Донг смог удержать раковину моллюска и извлечь из нее звук.